В свете памяти. Рассказывает Реувен
Apr. 8th, 2017 01:38 pm![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
Встреча с моей сестрой Хеленой во Франции (1945)
Когда мы готовили к отплытию корабль нелегальной эмиграции – «Эксодус» и репатриацию из Риммини (Италия), я получил отпуск, чтобы встретиться со своей сестрой Хеленой. Во время войны она жила во Франции и работала на принудительных работах в большой немецкой фирме переводчицей, благодаря этому – уцелела. Брат Меир послал мне ее Парижский адрес. Она просила помочь ей перебраться в Эрец-Исраэль. Меир договорился с Моше Сне (отцом Эфраима Сне), руководителем организации «Агана» в Израиле, что если мне удастся приехать в Париж, мы сможем зайти с ней в Израильское представительство и получить для нее визу.
Мне разрешили отпуск только на 2-3 дня и только для поездки до Итальянско-Французской границы. Я взял рюкзах с сухим пайком из солдатской кухни и поехал автостопом в Сан-Ремо через Генуа. В Сан-Ремо за банку сардин я переночевал в гостинице, полной клопов.
На следующее утро я поднялся на гору, где находился пограничный пропускной пункт между Италией и Францией. Его охраняли Шотландские и Южно-Африканские солдаты. Когда южноафриканцы узнали, что я из Палестины, они спросили, не слышал ли я про Кфар Виткин. Во время войны около Кфар-Виткина был построен санаторий для солдат, в котором они отдыхали. Узнав, что я как-раз оттуда, они очень обрадовались. У меня нашлась банка пива и мы стали лучшими друзьями. Они рассказали мне, что пограничники – шотландцы, и прикрепили мне на плечо красную полоску, такую же, как у них. Я подъехал на их машине, шедшей в сторону Монте-Карло, и без проблем пересек границу.
В приграничном городе я встретился с Хеленой, но перевезти ее через границу мне не удалось. Мы поехали в Париж, и в Израильском представительстве мне пообещали, что она выедет с первым же транспортом. К сожалению, ей не дали репатриироваться, а выслали в лагерь беженцев в Южной Франции. Оттуда она попала в лагерь на Кипре, а только потом – в Израиль. В лагере на Кипре Хелена встретила своего будущего мужа, Дова Розенталя, и когда они прибыли в Израиль, они стали одними из основателей поселка Мисгав Дов, рядом с Гедерой.
Вместо двух дней я отсутствовал две недели. Двухнедельное отсутствие считалось дезертирством, но ровно на 14-й день я вернулся и мой командир, относившийся ко мне с большой симпатией, отправил меня под арест. Через два дня он меня освободил, потому что я был баскетбольным игроком. Нашим тренером был бывший итальянский баскетболист международной лиги, а играли мы против американской и итальянской команд.
Правда, командование все же было вынуждено отдать меня под суд. На суде я рассказал, что должен был помочь своей сестре и был оправдан.


Реувен и Хелена в Париже