yulkar: (Default)
[personal profile] yulkar
ПЕРВЫЙ ДОМ В РЕХОВОТЕ

Если спускаться от нашего дома по улице Яков в сторону улицы Герцель, вам встретится этот дом. Дом Иосефзона.



На мемориальной табличке написано, что это первый жилой дом в Реховоте. Что первый его камень заложен был в ту-бе-ав (1 августа) 1890 года, а в юд-тет-бе-кислев (1 декабря) того же года в нем состоялось первое собрание независимого правления. К тому моменту это был единственный дом, строительство которого уже закончилось.


Иегуда Лейб Иосефзон (Юсисов) приехал в Израиль из Брийска (Бреста) в 1890 и попал в буквальном смысле с корабля на бал. Вдвоем с Нисаном Канторовичем, который уже успел обжиться в Ришон-Леционе, они поехали из Яффо на новоселье Реховота, устроенное Ханкиным и, разумеется, купили там земли. Жена Ханкина - Ольга, попросила их остаться после празднества переночевать, изображая в глазах соседей своим присутствием массовость мероприятия и серьезность намерений. За это им тоже разрешили выбирать место для будущих домов. Легенда гласит, что Иосефзон выбрал место на холме Дуран (на нашем холме Колокола), а Канторович - на Гиват а-Ахава (Холм Любви). Хоть Холм Любви находился не там, где сейчас одноименный парк, а на месте теперешней улицы Теллер, но два одиноких еврея как-то застремались сидеть каждый на своем холме: случись что - не докричишься. Потому они решили идти с тех холмов друг-другу навстречу и кричать. И остановиться, когда услышат один другого. Иосефзон был росточка небольшого, ноги у него были короткие, шел он медленно, да и с нашей горки далеко уходить не хотел, похоже, так что дойти успел только до подножия холма. Канторович был повыше, ноги у него были подлинней, шагал он широко и быстро, так что дошагал до того места, которое сейчас является пересечением улиц Яков и Герцель. Таким образом эти три дома - Канторовича, Иосефзона и Дундикова стали первыми тремя домами а в Реховоте и составили начало улицы Яков.
Достроив дом, Иосефзон поехал в Брест за семьей. Привез не всех. Сын Еошуа приехал с женой и построил себе небольшой дом на том же участке.
Одна дочь- Софья, осталась в России, двое детей приехали, но довольно быстро уехали в Америку, а дочь Батья вышла замуж за еще одного из первых реховотцев, Якова Форера (дедушку нашего предыдущего мера - Шуки Форера), и тот переехал жить к ней. Таким образом в доме поселилась семья Фореров.
Сам же Иегуда Лейб Иосефзон умер в 1905 году.


На фотографии - семья Иосефзонов, но не у дома, как могло бы показаться, а у коровника на улице Беньямин. Да похожи. Все дома строились из одного и того же материала, наковыренного через дорогу, и были покрыты черепицей привезенной из Марселя.
Кстати, еще о домах. В документах о покупке земли было разрешение на строительство восьми сараев и коровников. Когда нагрянула турецкая комиссия, она обнаружила сорок жилых домов. У турков существовало незыблимое правило: если на доме уже есть крыша, снести его нельзя. А пока на нем нет крыши - он сарай-коровник. Поэтому крыши клали ночью и быстро. Но турков это все убедило мало и они вызвали управление Реховота в суд. Но тут барон Ротшильд, впечатлившийся успехами Реховотцев, заплатил за них штраф (ну.. или взятку) - что-то заплатил, в общем, и все дома остались стоять.
Ой.. про собрание в доме Иосефзона не рассказала... но уже в другой раз.
This account has disabled anonymous posting.
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting

June 2019

S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags